Дата и время (пример использования объекта Date)

Сегодня ?? и текущее время ??.

Приветствую Вас Гость

Логин:
Пароль:
������������������������������������������������������������������������������������ ������������������������������������ ������������������������������������������������������������������������ ������������ ������������������������������������������������������������ lines.net.ua

Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS






              
    

КаленДАРь - праздник на каждый день


  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: Олюшка, Cat  
Форум » РУКОДЕЛИЕ » Другие виды рукоделия » Шедевры из храмов (Церковное искусство от Византии до модерна)
Шедевры из храмов
ПокровчанкаДата: Понедельник, 05.10.2009, 08:56 | Сообщение # 1

Титул
платиновая иголочка
Группа: Лидеры
Сообщений: 3756
Репутация: 49
Награды: 49
Статус: Скоро буду


Меня зовут:
Татьяна
Страна:
Российская Федерация
Город:
Энгельс
Мы многое забыли или утратили. Но, к счастью, замечательные мастера есть и сейчас. И возрождают старинные традиции.
Очень давно искусство вышивки, шитья, украшения драгоценными камнями, золотыми и серебряными нитями, ткачества процветало в монастырских мастерских. В православном храме всегда было место таким произведениям искусства.
Думаю, нам всем, любящим вышивку нитями или бисером, неплохо будет знать о древних и современных шедеврах такого искусства.
Помогайте мне, если найдёте материалы по этой теме. Она очень обширная и очень интересная.


Всё будет так, как должно быть, даже если будет наоборот
 
ПокровчанкаДата: Понедельник, 05.10.2009, 09:00 | Сообщение # 2

Титул
платиновая иголочка
Группа: Лидеры
Сообщений: 3756
Репутация: 49
Награды: 49
Статус: Скоро буду


Меня зовут:
Татьяна
Страна:
Российская Федерация
Город:
Энгельс
Вот моё первое сообщение.

Когда в храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершал праздничное богослужение по случаю празднования 2000-летия христианства в удивительном по красоте облачении, то многие газеты тогда написали об этом. Мастерски расшитое золотом и жемчугом по изумрудному атласу, патриаршее облачение невольно приковывало к себе внимание окружающих. Фотокорреспонденты то и дело ослепляли Его Святейшество вспышками.
Необычный подарок к 2000-летию христианства предстоятелю Русской православной Церкви был сделан Сретенским ставропигиальным монастырем. Облачение было выполнено мастерицами вышивальной мастерской. И больше всех понравилась Патриарху сама идея воссоздания патриаршего облачения времен Византии. Облачение состоит из саккоса, большого и малого омофоров, епитрахили, поручей, палицы, пояса и весит двенадцать килограмм! Пятнадцать опытных мастериц вышивали его два года под руководством Елены Батытиной. В результате получился настоящий шедевр златошвейного искусства, который не смогли обойти вниманием ни церковные, ни светские СМИ. На выставке фотосессий ИТАР-ТАСС был представлен большой фоторепортаж о создании саккоса. А Фонд русской культуры совместно с телепрограммой «Русский дом» снял о нем фильм «Священницы Твои облекутся в правду».
Долгое время облачение было выставлено в обходной галерее музея храма Христа Спасителя. Сейчас саккос хранится в патриаршей ризнице. Святейший Патриарх обычно служит в нем на праздник Входа Господня в Иерусалим в храме Христа Спасителя.
Сегодня Золотошвейную мастерскую Сретенского монастыря знают не только в Москве, но и по всей России и даже за рубежом. Например, по заказу Американской Православной Церкви мастерицы расшили несколько вещей.
Появилась мастерская в 1995 году, когда монастырь праздновал свое 600-летие. С 1998 года здесь постоянно трудится шесть мастериц. Все они – члены Союза художников России. Среди них искусствовед, книжный график, художник-живописец, мастер народного декоративно-прикладного искусства, художник по вышивке. Мастерицы владеют всевозможными техниками, начиная с древней византийской и заканчивая современным модерном. Неудивительно, что им регулярно поступают самые разнообразные заказы. В том числе и светские. Тем более что качество работ говорит само за себя.
Мастерская – постоянный участник разнообразных выставок. На выставке-конференции «Традиции и современные тенденции церковного лицевого и золотного шитья» в Музее декоративно-прикладного искусства мастерская выставила два священнических облачения и две митры. А на большой выставке в Московском Кремле посетители увидели уникальное торжественное архиерейское облачение. Оно даже вошло в новый альбом «Первосвятители Московские», где собраны реликвии Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». Альбом издан к 40-летию архиерейского служения Святейшего Патриарха Алексия II. Работы мастерской неоднократно выставлялись и в Международном фонде славянской письменности и культуры. Все они оригинальные и необычные.
Вы можете связаться с мастерской по телефонам: Нонна 8 (916) 548-62-40, Екатерина 8 (910) 471-57-26.


Всё будет так, как должно быть, даже если будет наоборот
 
ПокровчанкаДата: Понедельник, 05.10.2009, 09:06 | Сообщение # 3

Титул
платиновая иголочка
Группа: Лидеры
Сообщений: 3756
Репутация: 49
Награды: 49
Статус: Скоро буду


Меня зовут:
Татьяна
Страна:
Российская Федерация
Город:
Энгельс
Покровец из мастерской Сретенского монастыря. Атлас, шёлк. Ткачество, шитьё, золотые нити.



Всё будет так, как должно быть, даже если будет наоборот


Сообщение отредактировал Покровчанка - Понедельник, 05.10.2009, 09:10
 
ПокровчанкаДата: Понедельник, 05.10.2009, 18:52 | Сообщение # 4

Титул
платиновая иголочка
Группа: Лидеры
Сообщений: 3756
Репутация: 49
Награды: 49
Статус: Скоро буду


Меня зовут:
Татьяна
Страна:
Российская Федерация
Город:
Энгельс
Краткая история церковного шитья

Первые известные вышитые предметы храмовых облачений были выполнены для ветхозаветной Скинии, а первыми вышитыми деталями стали изображения херувимов. «И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работой должны быть сделаны на ней херувимы» (Исх. 26. 31-33). Позже, когда был построен храм в Иерусалиме, ткань и вышивку для него создавали специально избранные женщины. Выросшая в нём Пречистая Дева Мария была в их числе. Во время исполнения ею этого послушания произошло Благовещение Пресвятой Богородице.
Ветхозаветная традиция украшать вышивкой ткани, предназначенные для храма и богослужений, перешла в Церковь Нового Завета, которая с самого начала своего существования пользовалась этим искусством в своём богослужебном обиходе. Церковное шитьё родилось одновременно с Церковью. Прообразом и первоисточником иконографии его изображений стали подлинные ткани с нерукотворными образами Лика и Тела Господа Иисуса Христа.
Небесные покровители церковных вышивальщиц – Пресвятая Богородица и святые – великомученик Димитрий Солунский , Ульяния Осорьина , благоверные княгини Феврония Муромская , София Суздальская , царственные страстотерпцы императрица Александра Фёдоровна с великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией, преподобномученица великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

Суровый российский климат, требующий большого количества одежд и покрывал, благоприятные условия для выращивания льна, его длительная, вписывающаяся в годовой сельскохозяйственный круг, обработка, стремление православного народа к красоте стали условиями для расцвета искусства вышивания. Практически все предметы домашнего текстиля украшались искусными женскими руками.
Принятие Киевской Русью в 988 году христианства вызвало формирование и расцвет неизвестных в языческое время искусств – церковной архитектуры, иконописи, духовного пения и церковного шитья. Первые византийские священники привезли с собой святые реликвии и драгоценную утварь, богослужебные книги, иконы, сосуды, облачения. Художественный опыт и знания технических приёмов, накопленные Русью в течение всего дохристианского периода, стали благоприятной почвой для развития нового вида вышивки – церковного шитья.
X–XIII века. В самое короткое время после Крещения Руси, сначала в Киеве и Новгороде, а затем и в других русских городах, в домах очень состоятельных семейств стали заниматься изготовлением богослужебного текстиля. Если орнаментальная народная вышивка была доступна всем, то особо дорогим церковным шитьём могли заниматься только в зажиточных семьях и в некоторых женских монастырях, насельницами которых становились вдовы и дочери великокняжеских родов.
Широкого распространения церковное шитьё не имело. О редкости его поступлений можно судить по монастырским Вкладным книгам. Это объяснялось чрезвычайно высокой стоимостью материалов и труда иконописцев, красильщиков, вышивальщиц, ювелиров. Шёлковые ткани и нити, золотые и серебряные канительные материалы, драгоценные камни, жемчуг вплоть до конца XVII века были привозными.
Период расцвета церковного шитья приходится на конец XIII–XVI века. Произведения этого времени аскетичны, идейно сконцентрированы, ясны по содержанию.
Ведущее положение среди вышивальных мастерских с конца XV века занимали московские великокняжеские светлицы, получившие с середины XVI века название царицыных светличных палат. В них сосредоточивались самые лучшие мастера, художники-иконописцы и специально обученные вышивальщицы.
Царицы и великие княгини сами занимались светлицами. В XVI веке – Соломония Сабурова и Елена Глинская, супруги Василия III, затем жена Иоанна Грозного Анастасия Романовна. В начале XVII века – супруга царя Бориса Годунова Мария и царевна Ксения. С 1613 года – мать царя Михаила Фёдоровича Романова инокиня Марфа, позже – его жена Евдокия Лукьяновна, а с 1676 года его дочь царевна Татьяна Михайловна. Позднее мастерские возглавила Мария Ильинична, супруга царя Алексея Михайловича. Штат кремлёвских светлиц постоянно увеличивался.
Сложное занятие вышивальщиц было близко по своей сути к почитаемой за святую работе иконописца. Канонические требования, предъявляемые к творчеству и жизни тех и других, были одинаковыми. Вышивание, как и иконописание, являлось делом соборным.


Всё будет так, как должно быть, даже если будет наоборот


Сообщение отредактировал Покровчанка - Понедельник, 05.10.2009, 18:53
 
ПокровчанкаДата: Понедельник, 05.10.2009, 18:55 | Сообщение # 5

Титул
платиновая иголочка
Группа: Лидеры
Сообщений: 3756
Репутация: 49
Награды: 49
Статус: Скоро буду


Меня зовут:
Татьяна
Страна:
Российская Федерация
Город:
Энгельс
Продолжение

Перемены конца XVII века связанные с царствованием императора Петра I повлекли за собой трансформацию приоритетов в домостроительстве Церкви. Эстетика претендовала стать главным критерием церковного искусства. Огромное влияние на него оказывали сменяющие друг друга западноевропейские художественные стили, ярко представленные в строящихся в это время храмах, соборах и монастырях. Архитектура дворцов, государственных учреждений, военных и учебных заведений, в которых повсеместно устраивались домовые церкви, несомненно, влияла и на стиль предназначенного для них церковного текстиля.
В первой половине XVIII века яркое и сильное декоративное начало барочных интерьеров церквей предопределило характер декора облачений священнослужителей и богослужебной утвари. После окончания Отечественной войны 1812 года характер церковного текстиля изменился. Облачения и литургические комплекты эпохи классицизма становятся строгими, лаконичными, монументальными. Это время преобладания орнаментальной золотной вышивки.
Лицевое шитье как вид церковной вышивки быстро исчезло. Лики Спасителя, Пресвятой Богородицы и святых выполнялись с помощью аппликации, папье-маше с последующей росписью масляными красками, причём использовался не иконописный метод изображения, а живописный. Выполненные новым способом лики теряли своё духоносное содержание, простоту, лаконизм, становились живоподобными. В тоже время происходит смена изобразительных приоритетов: композиционная замысловатость орнаментов и текстов всё более и более начинает преобладать над ликами или сюжетами.
Шитьё стало терять свою специфичность. Покровы, воздухи, покровцы этого времени композиционно напоминают скатерти и салфетки. Орнаменты для них создавали не иконописцы, а архитекторы и художники, в основном иностранцы неправославного исповедания.
В XVIII–XIX веках вклады в храмы, в отличие от времени Древней Руси, уже не были редкостью. Каждый считал за счастье принести в дом Божий свою лепту. Вышитую тканую утварь жертвовали теперь прихожане разных сословий. Церковные облачения часто украшали срезанные с ворота и обшлагов детали с золотным шитьём с пожертвованных придворных и военных мундиров.
В XIX веке материалы для церковного шитья стали имитационными, дешёвыми, промышленного производства. Вышивка превратилась в промысел. Стали применяться не свойственные древнему шитью материалы – нити мулине и синель, золотные сетки, техники – художественная гладь, вышивка крестом, аппликация; отделки – бахрома, кисти.
Святейший Синод предпринимал безуспешные попытки бороться с обмирщением церковных облачений.
На рубеже XIX–XX веков в церковных облачениях появились древнерусские и византийские мотивы. Предпринимались попытки возродить лицевое шитьё мастерскими княгини М.К.Тенишевой и Марфо-Мариинской обители. Известны работы, выполненные в технике лицевого шитья, святых новомучениц: Государыни Императрицы Александры Фёдоровны и Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны.


Всё будет так, как должно быть, даже если будет наоборот
 
ПокровчанкаДата: Понедельник, 05.10.2009, 18:59 | Сообщение # 6

Титул
платиновая иголочка
Группа: Лидеры
Сообщений: 3756
Репутация: 49
Награды: 49
Статус: Скоро буду


Меня зовут:
Татьяна
Страна:
Российская Федерация
Город:
Энгельс
Продолжение

Первые работы современных вышивальщиц датируются концом 1970-х годов. С середины 1980-х, в связи с возвращением Русской Православной Церкви храмов и монастырей, потребность в богослужебной тканой утвари и священнических облачениях возрастала. Всё больше воцерковляющихся женщин стали проявлять интерес к церковным искусствам: иконописи, пению и шитью. Современное поколение вышивальщиц сумело довести своё мастерство до уровня сложного профессионального искусства без явной преемственности, только на основе доступных памятников и публикаций искусствоведов и реставраторов.
Первые мастерицы осваивали забытое ремесло самостоятельно. Они находили и изучали литературу, посвящённую церковному шитью, альбомы А.Н.Свирина, Н.А.Маясовой и Т.Н.Манушиной. Московские и петербургские вышивальщицы знакомились в библиотеках с обстоятельными статьями по технике лицевого и золотного шитья, опубликованными в 1920-е годы.
Первые работы выполнялись методом проб и ошибок. Некоторые мастерицы ездили в Торжковское художественное училище золотого шитья № 56 для получения консультаций по технике орнаментального шитья. Неоценимую помощь оказывали музейные реставраторы, имеющие возможности изучать лицевую и изнаночную стороны церковных предметов, а значит, могли восстанавливать последовательность и специфику выполнения швов.
Материалы поначалу представляли серьёзную проблему. Если шёлковые ткани и нити, бисер были в продаже, то золотные нити, канительные материалы отсутствовали. Выходили из положения спарывая их с предметов XIX века. С появлением в конце 1990-х годов в Москве нескольких специализированных магазинов эта проблема была решена.
Первые курсы были открыты в Москве в 1985 году. 18 человек, занимавшихся в студии вышивки Школы ремёсел при Музее ДПНИ, решили изучать церковное шитьё. Н.П.Божьева, провела экспериментальный 2-х годичный курс. В программу входили различные техники золотного шитья. Выпускники – И.А.Кеслер, Г.Г.Насибулов, Е.М.Самарина, М.И.Ушакова и другие в настоящее время занимаются церковным шитьём, преподают в учебных заведениях, на курсах, некоторые открыли свои мастерские.
В 1990–1993 годах в Москве существовало общество возрождения церковных искусств «Изограф». В него входили и вышивальщицы: Н.А.Волгина, Е.Ермилова, Н.Карпович, К.Покровская, М.Сидоренко, В.Е.Яковлева и другие. Ежемесячно проводились однодневные семинары по технике вышивки.
В Санкт-Петербурге первые курсы церковной вышивки были организованы в 1998 году В.Б.Казариной при Православном центре Свято-Исидоровской церкви. Позже появились курсы церковного шитья и в других городах.
В 90-х годах ХХ века в Церкви возникла потребность в монументальных работах: Плащаницах, хоругвях, архиерейских и иерейских облачениях. Их невозможно выполнить одной мастерице. Тогда отдельные вышивальщицы знакомились друг с другом и организовывались во временные мастерские. Таким образом были созданы три самые известные монументальные работы. Первая – Господская Плащаница, вышитая в 1993 году петербургскими мастерицами во главе с В.Б.Казариной и Н.В.Каменской. Вторая – покров на раку Святителя Николая Мирликийского Чудотворца для базилики Святителя Николая в городе Бари (Италия), вышитый в 1998-99 годах группой московских вышивальщиц: М.И.Ушаковой, Е.Мангушевой, Е.О.Приходовой, Е.М.Самариной, И.Э.Староверовой. Третья – полный комплект облачения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II для праздничного богослужения Рождества Христова в Вифлееме 2000 года, выполненный по образцу XV века, хранящемуся в Оружейной Палате – облачению митрополита Фотия . В работе над ним участвовало более ста вышивальщиц Москвы и Подмосковья.


Всё будет так, как должно быть, даже если будет наоборот
 
ПокровчанкаДата: Понедельник, 05.10.2009, 19:06 | Сообщение # 7

Титул
платиновая иголочка
Группа: Лидеры
Сообщений: 3756
Репутация: 49
Награды: 49
Статус: Скоро буду


Меня зовут:
Татьяна
Страна:
Российская Федерация
Город:
Энгельс
Продолжение

Церковное искусство с самого начала подчинялось выработанным веками правилам. Деятельность церковных художников контролировалась. В древности после написания иконы или вышивания лицевого изображения произведение представляли духовному лицу и именовали, то есть устанавливали соответствие изображения, только после этого надписывали. В настоящее время такой цензуры нет и организовать её пока не представляется возможным. Поэтому регулярные консультации мастерских с высокообразованными священниками чрезвычайно необходимы.
Высокое предназначение церковного искусства налагает на мастериц строгие обязанности. Этот труд требует полной самоотдачи. Многие вышивальщицы убедились, что заниматься одновременно церковной и светской вышивкой для заработка практически невозможно. Многих мастериц, особенно в начале творческого пути, беспокоил вопрос авторства работ. Но по мере воцерковления, вхождения в христианскую жизнь, он отпадает сам собой. Вышивание в сопровождении молитвы – это акт сотворчества с Богом. Занятия церковным шитьём следует считать служением в самом высоком смысле этого слова.
Мастерицам необходимо сотрудничать с иконописцами. Такое сотворчество существовало в древности. Половина успеха – хорошая прорись. Сложность и ответственность работы над проектами шитья современных изографов состоит в учёте специфики текстильных материалов, их пластичность, тонкостей изменения цвета от направления шитья, разнообразнейших фактур создаваемых техниками.
Недостаток профессионального художественного образования чаще всего выявляется в ошибках композиции и цветовом решении предметов.
Фрагментарность мышления, увлечённость самим процессом вышивания, отсутствие чувства меры – проблемы современных мастериц. Не находясь в соответствующей творческой среде, некоторые из них, создают вещи сами по себе красивые, но неорганичные в храме.
Целесообразность нахождения вышивки на том или ином предмете богослужения или облачения – вопрос, также требующий внимания.
Ясность и простота восприятия образов – один из основных критериев шитья. Современное шитьё, в отличие от древнего, тяготеет к разнообразию во всём, стремится к иллюзиям и эффектам. Часто возникающие колористические проблемы связаны с применением яркого электрического освещения храмов. Вышивка, выполненная из современных материалов, имеющих интенсивную окраску, часто смотрится в храме вызывающе.
Появился новый вид церковного текстиля – так называемые вышитые иконы. Традиции помещения церковного шитья в киоты не существовало. Отношение к текстилю было функциональное: вышивка должна быть мягкой и пластичной, покрывать, предохранять от внешних воздействий богослужебные сосуды и церковные предметы. Вся её красота проявляется в подвижности и трепетности ткани, тогда именно переливается шёлковое шитьё, отражают свет золотные материалы, мерцают драгоценные камни, сияет жемчуг. Находясь же на ровной жёсткой поверхности под стеклом, всё застывает, мертвеет.
Из древности известны вышитые походные иконостасы, сохраняющие сущность шитья, мягкость и подвижность основы, дыхание и осязаемую теплоту вышивки. Малые габариты и лёгкость позволяли использовать их в богослужениях во время дальних путешествий.
Трудность решения проблем отношения к традициям состоит в том, что древнего шитья осталось мало и оно практически недоступно. Отсутствие непосредственной преемственности от мастерицы к мастерице первоначально представляется негативным, так как утрачены многие технологические тонкости ремесла, но в тоже время даёт необычайную свободу, для того чтобы вернуться к древнерусским началам.
Влияние современного искусства сказывается в неразборчивости в художественных предпочтениях, смешении модулей орнаментов разных культур, применении элементов массовой культуры (рекламы, дизайна и т.п.), использовании в церковном шитье не свойственных традициям материалов и техник (вышивание так называемых икон бисером и бусами, крестиком, вязание, гильоширование.
Многие мастерицы в начале своего творческого пути работали с недорогими искусственными материалами. Со временем выяснялись их многочисленные недостатки, их стали исключать из употребления, постепенно переходя к дорогим натуральным. Особенно это касается тканей. В настоящее время большой популярностью у вышивальщиц пользуются шёлковые и металлизированные ткани Государственной научно-реставрационной производственной мастерской «Старинные ткани» (31) (Москва), с 1999 года выпускающей орнаментированные ткани с христианской символикой. В современном шитье используются синтетические дублирующие материалы, придание жёсткости вышитым поверхностям с помощью реставрационной техники проклеивания. Эти приёмы ухудшают эстетические характеристики шитья.
Вышивание руками, сопровождаемое молитвой, является непременным условием создания высокохудожественных произведений шитья для Церкви. В настоящий момент в развитии церковного шитья продолжается углубление в изучении традиций. Оно заключается в знакомстве с сохранившимися предметами церковного текстиля, выполнении копий, попыток создания традиционных предметов и стилизаций известных памятников. Понимание его специфичности, постоянная творческая связь с иконописцами, драгоценность как основное свойство, использование старинных технологий, способность учиться, соборность являются основами развития искусства церковного


Всё будет так, как должно быть, даже если будет наоборот
 
ПокровчанкаДата: Понедельник, 05.10.2009, 19:21 | Сообщение # 8

Титул
платиновая иголочка
Группа: Лидеры
Сообщений: 3756
Репутация: 49
Награды: 49
Статус: Скоро буду


Меня зовут:
Татьяна
Страна:
Российская Федерация
Город:
Энгельс

Работа Тамбовской мастерской "Монастырское шитьё" - Пасхальное яйцо. Синий бархат, бисерное шитьё, чешское стекло.


Всё будет так, как должно быть, даже если будет наоборот


Сообщение отредактировал Покровчанка - Понедельник, 05.10.2009, 19:22
 
InessaДата: Вторник, 20.10.2009, 11:57 | Сообщение # 9

Титул
бронзовая иголочка
Группа: Лидеры
Сообщений: 500
Репутация: 9
Награды: 3
Статус: Скоро буду


Меня зовут:
Инесса
Страна:
Украина
Город:
украина
Не могу не поделиться, нашла в инете. Какая красота - вышивка бисером



Процессы от Инессы

Мои вышивки
 
ПокровчанкаДата: Среда, 21.10.2009, 23:40 | Сообщение # 10

Титул
платиновая иголочка
Группа: Лидеры
Сообщений: 3756
Репутация: 49
Награды: 49
Статус: Скоро буду


Меня зовут:
Татьяна
Страна:
Российская Федерация
Город:
Энгельс

Вот один из вариантов иконы Иерусалимской Божией Матери. Мне показалось, что это очень интересный вариант известной иконы. Ведь их не один и не два.


Всё будет так, как должно быть, даже если будет наоборот
 
ПокровчанкаДата: Суббота, 14.11.2009, 20:28 | Сообщение # 11

Титул
платиновая иголочка
Группа: Лидеры
Сообщений: 3756
Репутация: 49
Награды: 49
Статус: Скоро буду


Меня зовут:
Татьяна
Страна:
Российская Федерация
Город:
Энгельс
Хочу тоже поделиться - нашла в Инете работы златошвейной мастерской "Неувядаемый цвет"


Всё будет так, как должно быть, даже если будет наоборот


Сообщение отредактировал Покровчанка - Суббота, 14.11.2009, 20:33
 
ПокровчанкаДата: Суббота, 14.11.2009, 20:37 | Сообщение # 12

Титул
платиновая иголочка
Группа: Лидеры
Сообщений: 3756
Репутация: 49
Награды: 49
Статус: Скоро буду


Меня зовут:
Татьяна
Страна:
Российская Федерация
Город:
Энгельс
Inessa, да, красота неописуемая!!

Всё будет так, как должно быть, даже если будет наоборот
 
FotiniyaДата: Понедельник, 16.11.2009, 21:52 | Сообщение # 13

Титул
частый гость
Группа: Проверенные
Сообщений: 57
Репутация: 4
Награды: 3
Статус: Скоро буду


Меня зовут:
Светлана
Страна:
Российская Федерация
Город:
Великий Новгород
Покровчанка, Таня, спасибо за интересный материал! ^_^
Почерпнула для себя много нового.


 
ПокровчанкаДата: Воскресенье, 03.01.2010, 09:52 | Сообщение # 14

Титул
платиновая иголочка
Группа: Лидеры
Сообщений: 3756
Репутация: 49
Награды: 49
Статус: Скоро буду


Меня зовут:
Татьяна
Страна:
Российская Федерация
Город:
Энгельс
ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Исключая Спасителя, нет в христианской иконографии ни одного предмета, который бы так часто был изображаем, так увлекал сердце, так упражнял талант художников всех времен, как лик Пресвятой Девы. Во все времена иконописцы пытались передать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только было способно их воображение.
Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, Богородица может торжественно "являть" Младенца миру, может нежно, прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его — Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветленность и отрешенность — вот главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах.
Как замужняя женщина. Пречистая имеет на голове покрывало, ниспадающее на плечи, по обычаю иудейских женщин того времени. Это покрывало, или накидка, по-гречески называется мафорий. Мафорий обыкновенно пишется красным (символ страданий и воспоминание о царском происхождении). Нижние одежды обыкновенно пишутся голубыми (знак небесной чистоты совершеннейшей из людей).
Другая важная деталь одеяния Богородицы — поручи (нарукавники). Поручи — деталь облачения священников; на иконах это символ сослужения Божией Матери (а в ее лице — всей Церкви) — Первосвященнику Христу.
На челе и плечах Богородицы обыкновенно изображаются три золотые звезды. Подобные украшения, сделанные из металла, были распространены у древних. На иконах звезды пишутся в знак того, что Богородица до Рождества, в Рождестве и по Рождестве пребыла Девою. Кроме того, три звезды — символ Святой Троицы. На некоторых иконах фигура Младенца Христа закрывает одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы — Бога Слова.
Существует пять основных типов изображений Божией Матери: это "Молящаяся", "Путеводительница", "Умиление", "Всемилостивая" и "Заступница".

1. "Молящаяся" ("Оранта", "Панагия", "Знамение")

Это изображение встречается уже в катакомбах первых христиан. Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне, на фоне круглой сферы — Спас Эммануил.
Иконы этого типа также называются "Оранта" (греч. "молящаяся") и "Панагия" (греч. "всесвятая"). На Русской земле этот образ получил именование "Знамение", и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: "О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града". Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки...
В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.

2. "Путеводительница" ("Одигитрия")

На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга.
Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный — это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу — святому апостолу Луке.
На Руси из икон этого типа наиболее известны Смоленская, Тихвинская, Иверская.



Всё будет так, как должно быть, даже если будет наоборот
 
ПокровчанкаДата: Воскресенье, 03.01.2010, 09:54 | Сообщение # 15

Титул
платиновая иголочка
Группа: Лидеры
Сообщений: 3756
Репутация: 49
Награды: 49
Статус: Скоро буду


Меня зовут:
Татьяна
Страна:
Российская Федерация
Город:
Энгельс
ПРОДОЛЖЕНИЕ

3. "Умиление" ("Елеуса")

На иконе "Умиление" мы .видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына. Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает вам всю полноту любви между Богом и человеком — ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.
Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его. Из икон этого типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери.
Наверное, не случайно именно эта икона стала одной из величайших русских святынь. Тому много причин: и древнее происхождение, овеянное именем евангелиста Луки; и события, связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву; и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар... Однако и сам тип изображения Богоматери "Умиление" находил, видимо, особый отклик в сердцах русских людей, идея жертвенного служения своему народу была близка и понятна русским людям, а высокая скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, Ее боль были созвучны чувствам всех русичей.

4. "Всемилостивая" ("Панахранта")

Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.
Из икон этого типа в России наиболее известны — "Державная" и "Всецарица".

5. "Заступница" ("Агиосортисса")

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на видном месте — слева от иконы "Спас в силах", главного изображения в иконостасе.


Всё будет так, как должно быть, даже если будет наоборот


Сообщение отредактировал Покровчанка - Воскресенье, 03.01.2010, 09:57
 
Форум » РУКОДЕЛИЕ » Другие виды рукоделия » Шедевры из храмов (Церковное искусство от Византии до модерна)
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:


Stitch shop - ������������������������������������������������������������������������ ������������������������������������ ������������������������������������������������������������������������������������������������������������ ������������������������������������������������������������������������������������������������������������. ������������������������������������ �������������¿½ï¿½ï¿½ï¿½ï������������������������������������������������������������������������������������������� Светелка: интернет-магазин товаров для вышивки и рукоделияМагазин РукоделияШкола рукоделия - вышивание, вязание, бисероплетение, кружевоплетение, изделия из кожи, лоскутная мозайка.
Copyright MyCorp © 2024